Почему люди покупают готовый бизнес

Основная задача бизнеса – приносить своему владельцу прибыль. Чтобы эту прибыль получить, необходимо вложить деньги, время и усилия, но и в этом случае успех не гарантирован. Наравне с этим на рынке есть довольно много предложений о покупке уже действующих предприятий, которые, по словам владельцев, на деле доказали свою успешность. Стоит ли покупать готовый бизнес и какие риски здесь существуют?

Почему покупают готовый бизнес

Естественно, в первую очередь появляется вопрос — почему люди покупают готовый бизнес и стоит ли его покупать? Если все действительно так здорово, для чего собственнику терять такой прибыльный актив?

За что купил, за то и продаю

Конечно, большинство предложений о продаже готового бизнеса поступает от тех, кто хочет просто решить свои проблемы и вернуть вложенные деньги. И разумеется, вопрос о том, почему продается бизнес, необходимо, в первую очередь, задать самому владельцу.

Глаза бы мои не видели

Объяснения типа «надоело», «устал», «хочу заняться чем-то другим», «переезжаю» и т.д. существенно чаще скрывают под собой какие-то неприятности. Управление бизнесом, особенно мелким, легко поручить наемному управляющему, а контролировать его, при нынешнем развитии коммуникаций, вероятно из любого уголка.

Срочно нужны деньги

Ситуации в жизни бывают разные, случается, что собственнику действительно срочно нужны деньги, а также, по семейным обстоятельствам. И все же, за бесценок прибыльный бизнес не реализуют, исходя из этого продавец будет включать в цену не только стоимость имеющихся активов, но и возможную прибыль.

Отдам даром

Если же бизнес предлагают «фактически даром», за этим гарантированно скрывается что-то негативное для покупателя. Исходя из этого, решайте для себя, почему люди продают готовый бизнес и стоит ли его оформлять на себя, сомневайтесь и еще раз сомневайтесь. Вопросов в этом случае много не бывает, если владельцу нечего скрывать, он будет на них откровенно отвечать, а не отделываться туманными фразами.

Сколько стоит готовый бизнес

Как верно оценить бизнес

Любой продавец пробует продать свое имущество подороже, исходя из этого владелец бизнеса будет максимально приукрашивать действительность. Товары будут позиционироваться как сверхликвидные, персонал квалифицированным, место размещения выгодным, оборудование уникальным, поставщики надежными и предлагающими особенные условия.

Но не нужно вестись только на эти обещания, бизнес необходимо оценить при помощи независимого оценщика. Наравне с этим, оценщика необходимо найти не в том месте, где вы хотите купить бизнес, чтобы исключить возможные риски давления на него.

Методы оценки

Существует пара вариантов оценки бизнеса:

  • Прибыльный – основан на том, какую предполагаемую прибыль может принести бизнес;
  • Затратный – учитывает, сколько денег потребуется чтобы открыть аналогичный бизнес;
  • Сравнительный — сравнивает аналогичные бизнесы и учитывает конкурентность на выбранном рынке.

Хорошим активом бизнеса будет наработанная база клиентов, а также наличие заключенных долгосрочных соглашений с контрагентами. Если эти сведения реальны, то они тоже удорожают цену сделки. Наконец, в стоимость продажи может включаться будущая прибыль, к примеру, из расчета на год вперед. Однако здесь не всегда стоит ориентироваться на данные последней отчетности.

На что нужно обратить внимание

  1. Необходимо замечать на тенденцию роста или, наоборот, падения доходов за пару лет;
  2. Необходимо учитывать, как часто потребители нуждаются в товарах или услугах этого бизнеса;
  3. В любую секунду необходимо учитывать возможность появления конкурентов, которые могут лишить продающийся бизнес громадной части прибыли.

Бизнес может потерять актуальность , не оправдать доверие потребителей или сервис может стать хуже. Это к вопросу о положительных и отрицательных тенденциях. Другой вопрос — востребованность. Продуктовый магазин или парикмахерская в любую секунду будут иметь потребителей, в силу того, что цикл потребления здесь короткий. А вот, к примеру, магазин мебели или бытовой техники полностью может удовлетворить потребность большинства живущих в этом районе на пару лет вперед. Конкуренты тоже не сидят сложа руки — если ниша приносит доход, то в ней будут появляться все новые и новые игроки.

Если вы в итоге согласовали сумму сделки, это еще не все, бизнес необходимо проверить на юридические и налоговые риски.

Проверка бизнеса на чистоту

Почему такая проверка нужна

Перед тем как решить, стоит ли покупать готовый бизнес, проверьте его на чистоту. «Приличное с виду» предприятие может оказаться участником судебных слушаний или налоговых схем, недобросовестным налогоплательщиком, ненадежным партнером, нечестным работодателем и т.д.

Обязательно учитывайте при покупке бизнеса организационно-правовую форму продавца. Дело в том, что бизнес личного предпринимателя нельзя купить как имущественный комплекс. В этом случае продается в отдельности оборудование, товары, материалы, сырье и прочие активы.

А в документальном смысле новый собственник должен сам получить право вести бизнес (зарегистрировать ИП или ООО) и переоформить на себя все оформленные договора, разрешения и лицензии. Наравне с этим не всегда возможно сохранить действующее наименование бизнеса. Иногда необходимо поменять наименование ООО или просто стоит выбрать успешное наименование для организации. К примеру, необходимо поменять наименование, если ИП Иванов открыл ателье «Солнышко», не оформляя это наименование как торговую марку. В этом случае передать право на это наименование он не может.

Как проверить компанию самостоятельно и бесплатно

Определенную диагностику при покупке бизнеса вероятно провести, поработав с каждым пунктом из перечня:

  • Получить выписку о владельце через сервис ФНС;
  • Поискать собственника бизнеса в картотеке дел в абитражном суде и выяснить, в каких разбирательствах он участвовал;
  • Получить информацию о возможном банкротстве;
  • Проверить наличие судебного производства в отношении собственника или проведения публичных торгов его имущества;
  • Запросить у собственника налоговую, бухгалтерскую и управленческую отчетность;
  • Изучить имеющиеся соглашения с поставщиками, покупателями, клиентами, работниками;
  • Убедиться, что соглашение аренды на помещение заключено на продолжительный срок или предполагает автоматическую пролонгацию.

Но лучше не ограничиваться самостоятельным расследованием, а поручить диагностику бизнеса на наличие рисков экспертам. Эта юридическая услуга называется due diligence и может стоить 3%-5% от суммы сделки, зато вы будете осведомлены не только об имеющихся проблемах, но и возможных в будущем. Нелишне также заказать независимое аудиторское заключение.

Франшиза как вариант готового бизнеса

Как видим, в приобретении готового бизнеса есть много сложностей – неверная оценка цены сделки, отсутствие гарантии предполагаемой прибыли, возможные проблемы с госорганами и кредиторами…

Что же делать, если особенного предпринимательского опыта у вас нет, а вариант приобретения готового бизнеса вы оцениваете, как рискованный? Существует еще один вариант начала прибыльного бизнеса под управлением действующего владельца. Это франшиза, т.е. приобретение права работать под определенным брендом и по готовым стандартам.

Одна из самых известных интернациональных франшиз – это Макдональс. Потребитель, который входит в это заведение в любом городе мира, получает (или, по крайней мере, должен получить) тот же самый бургер по той же цене, что и в другом городе.

К примеру, сеть магазинов «Пятёрочка» имеет как личные точки, так и открытые по франшизе. Наровне с этим покупатели франшизы пользуются товарными кредитами (товар предоставляется на реализацию) и не должны самостоятельно продвигаться на рынке. По словам владельцев сети, такие магазины удачно работают в 90% случаев.

Действительно, сеть «Пятёрочка» — это нетипичная франшиза. Здесь есть только паушальный, т.е. разовый взнос (от 1 млн рублей), а вся выручка сдается в общую сеть. Покупатель франшизы получает от прибыли только определенный процент, зато он не платит роялти, т.е. систематические платежи за право работать под этой маркой.

В итоге, только вам решать, стоит ли покупать готовый бизнес, становится франчайзи или затевать самому всё с нуля. В любом случае, привести вас к успеху может только собственный опыт.

28 причин зарегистрировать компанию в Эстонии